Развитие инноваций или создание репликаций?

Оригинал опубликован на сайте Национальный Промышленный Портал

«Существуют направления развития, которые должны быть приоритетными для Украины. Для их обозначения необходимо отталкиваться от конкретных существующих характеристик – приоритетные отрасли должны иметь сильный инновационный потенциал и быть экспортно-ориентированными. В их основе должна быть заложена существующая база знаний и практического опыта, что являются основными конкурентными преимуществами интеллектуального капитала Украины».

 О развитии инноваций и создании репликаций мы пообщались из Дмитрием Шестаковым, партнёром «Платформы Развития Инноваций», экспертом в отрасли реализации инновационных проектов.

Таким образом, о каких отраслях мы разговариваем?

Это агро индустрия, ИТ, инжиниринг и оборонная промышленность.

Но следует понимать, что в данном случае агро индустрия рассматривается не только в качестве продавца сельскохозяйственного сырья, но с точки зрения отрасли, которая занимается производством продуктов глубокой переработки, ИТ – не только из точки зрения аутсорсинга, а преимущественно из продажи высокоинтеллектуальных софтверных решений, разработанных в Украине.

В инжиниринге существующий потенциал на сегодняшний день вообще не реализован, а точнее сказать – законсервированный, и надо понимать, что в R&D потенциал наибольший.

Оборонная продукция имеет возможность в разы увеличивать сферы производства. И не только в количестве изготовляемых железных единиц, а денежном эквиваленте высокотехнологической продукции.

Исторический вопрос – что делать ради реализации этого потенциала?

Очевидно, что все направления нуждаются в поддержке, и в первую очередь идеологической.. Должна быть стратегическая идея – «воспользуйся своим потенциалом!»

Образование. У нас очень сильная школа технического и математического образования, но в тоже время существенно устаревшие образовательные методологии в отдельных её отраслях. Так как у нас имеются

сильные позиции в человеческом и интеллектуальном капитале, нам следует сосредоточить внимание на развитии и обновлении образовательных программ на всех учебных уровнях.

Правовое поле. Например, необходимо отменить мораторий на землю, способствовать созданию правовых основ развития инфраструктуры финансирования. Это касается не только интенсификации агро индустрии, а затрагивает все направления. Что нужно делать немедленно, так это адаптировать действующее законодательство под мировые глобальные реалии бизнеса, урегулировать подзаконные акты, которые чаще всего противоречат друг другу. В том числе, изменения должны затрагивать возможность осуществлять спин-офы (spin-off) и получать инженерами роялти от участия в разработках, профинансированными государственными институтами, что также будет содействовать коммерциализации таких разработок.

Оборонная промышленность. Едва ли не самой острой необходимостью остается создание инновационных разработок и их коммерциализация. Другими словами, отрасль будет продолжать терять свои позиции в мировом производстве и умрёт  в перспективе 12-15 лет. В оборонке в государственных предприятиях должна появиться возможность создавать общие предприятия, без которых коммерциализация и масштабирование  новейших разработок невозможно.

Почти все иностранные партнёры не переходят к реализации совместных с госпредприятиями проектов из-за невозможности такого сотрудничества по законодательству. Вместо этого фактическое большинство таких намерений  замирают после подписания меморандумов о сотрудничестве. Скажу более: 99 % проектов так и умирают, потому что законодательные ограничения, которые существуют в Украине, устарели.

ИТ. Первоочередное задание – поддержать налоговые стимулы для участников рынка, которые уже существуют, и дополнить их по образцу Китая, Индии, Соединённых Штатов, Израиля. Опять-таки, налоговые стимулы без соответствующей правовой базы не будут работать, это интеграционные вещи, которые эффективно действуют во взаимодействии.

Важно отличать репликацию от инновации

В Украине есть хорошие репликанты, то есть, разработки, которые не уступают аналогичным решениям по техническим характеристикам и являются более эффективными по себестоимости производства (cost efficient). В динамике это значит налаживание механизма минимизации затрат или экономию средств при создании продукта наилучшим образом. То есть, изготавливая продукты в три раза дешевле международных аналогов, вы получаете очевидную выгоду.

Другой вопрос– каким образом достичь (cost efficiency)? Первый подход – за счёт дешевой рабочей силы, низких налогов, более дешевых расходных материалов. Как это было, например, в Китае.  Второй путь – за счёт технологических решений, которые позволяют удешевить этот продукт. У нас случаются оба. Но вместе с тем, в Европе нас называют европейским Китаем, потому что наша высококвалифицированная рабочая сила – самая дешевая в мире. Например, физик-ядерщик, имея учёную степень и работая в Национальной Академии Наук Украины, зарабатывает 200-300 долларов в месяц. Но есть и другие случаи, когда удешевление продукта происходит за счёт инновационных решений в технологии производства.

Экономические факторы репликации

Следует понимать, что реплицировать сложные продукты нелегко. Китайцы и индусы инвестируют миллиарды долларов в репликанты, но у них они не получаются. А мы можем, у нас выходит. У нас имеется практическая база знаний. У нас существуют популярные прикладные разработки ещё с времён СССР.

Если есть возможность формировать экспортные потоки с помощью продажи репликаций – этим нужно заниматься. Это очень выгодно и открывает новые перспективы в будущем. Но не следует ждать помощи от государства. Популисты часто говорят об отсутствии финансирования, что, честно говоря, выглядит как оправдание. Хотя бы для тех же практиков, которые требуют не бюджеты, а конкретные действия: создание нормальных условий для работы, базы для развития и верховенство права. Частный бизнес способен и заинтересован в самостоятельном урегулировании инвестиционного бизнес климата, благоприятного к привлечению целевых средств в Украине и за границей.

В чём разница между репликацией и качественной модификацией?  Возьмём те же беспилотники.  Подавляющее их большинство- это репликации. Китайцы когда-то занимались тем, что разбирали «птицу» и копировали её. Мы же пошли иным путём: мы создали из нуля отдельное направление по разработке тактических беспилотных летальных аппаратов. Часть этого направления безперспективная, поскольку не получает финансирования. Почему? Попробую объяснить на таком примере. Внутренний рынок беспилотников не развивается, потому что аграрии не готовы использовать современные продукты. И не только потому, что разработка плохая. А только потому, что умы не готовы. Я веду к тому, что отечественные беспилотники – это репликации. Но все же покупать у нас намного дешевле, нежели в израильских производителей. Таким путем, кое-где шли в СССР. Так делали и в США на определённом этапе времени. И это нормальная практика, один из наилучших способов быстро осуществить актуальное техническое решение. 

Осознание необходимости в репликациях или инновациях отрабатывается через маркетинг, через интенсификацию когнитивного процесса, осознание возможных преимуществ, образования. Другой вопрос: кто должен этим заниматься, поскольку сама по себе разработка инновационных продуктов -недешёвое удовольствие.  Судя по всему, самая ближайшая реалистичная альтернатива в комплексном решении этого вопроса – это кластерная модель развития регионов и индустрии.

Однако, культура партнёрства в Украине только начинает формироваться, и то, что мы видим сейчас – это нормальный эволюционный процесс. Советская модель работала по вертикальным директивам центрального комитета, опуская задания «сверху», что никак  не культивировало развитие предпринимательского сознания. Западные модели работают иначе..

Так, инновации или репликации?  Хотя бы потому, что готовый неповторимый продукт имеет  высокую  добавленную стоимость, он обеспечивает конкурентные преимущества и есть залогом стабильного роста. Но следует помнить о том, что инновационная модель экономического развития является понятным и достаточно прогнозированным инструментом развития и конкуренции, а не чёрной коробкой загадочных методов из неопределёнными результатами.