Как съесть слона: инновации - космические технологии или поиск простых решений?

Originally published in Mind.ua

Когда управляешь бизнесом, насущные задачи поглощают возможность разбираться в абстракциях. Но все равно остро чувствуешь потребность двигаться в ногу со временем, ведь конкуренция не простит, если прозеваешь. Начинаешь разбираться, что же это за зверь такой «инновации», и тут началось - венчуры, стартапы, R&D, голубые океаны, дизайн мышления, гипотезы, agile, пользовательский опыт и тому подобное. Словом, или создается впечатление, что это какой-то rocket sience для Масков и Джобсов, ну точно не об украинских реалиях, или же просто чувствуешь себя каким-то невеждой, ведь с первого, а то и с десятого раза разобраться в той хаотичной и неструктурированной информации достаточно трудно.

Можно ли не заботиться о завтра?

Инновации возникают тогда, когда мы задумываемся о завтра, то есть некая рефлексия вроде «что будет с нашим бизнесом, если ...». Например, если мы не будем переходить на облачную бухгалтерию или digital маркетинг, улучшать качество продукта или эффективность операционных процессов, внедрять новые технологии и т.д. Иными словами, инновации - это о поиске более лучших решений в уже имеющихся процессах и продуктах, и уже потом о создании новых.

Сложно и дорого VS просто и дешево

Так сложилось, что почти на уровне рефлекса мы воспринимаем слово «инновации» как нечто очень сложное и дорогое, к тому же сверхрисковое - такой черный ящик, игра с супервысокими рисками за большие деньги. И неудивительно, ведь отовсюду слышим об американской мечте, опираясь на кейсы как Apple, Google, Amazon, SpaceX, или о сумасшедших расходах на R&D других гигантов вроде Phillips, Boeing, Samsung и др.

Однако, существует и другое измерение инноваций, в котором фокус делается на простоте и минимальных инвестициях. По сути, в Украине пока развивается именно такой подход, в рамках которого компании шаг за шагом улучшают имеющиеся процессы, качество продуктов и уровень сервиса.

Особенность простоты и небольшой стоимости таких инноваций в том, что они фактически делаются уже на имеющейся бизнес-модели и проверенных технологиях. То есть их реализация строится больше на аналитической работе, быстрому и недорогому тестировании гипотез и запуску пилотных проектов.

Может показаться, что все это далеко от нашей украинской реальности, однако, если "вынырнуть из позы страуса», можно увидеть много практических кейсов - более эффективные бизнес-процессы и платежная система Новой Почты, рефокус Приватбанка на онлайн-банкинг, полный фокус Монобанка на онлайне, изменение бизнес-модели Rozetka из магазина в маркет-плейс и много других.

Слона надо есть частями

Во-первых, следует определиться, что пока мы не научимся быстро и дешево реализовывать незначительные улучшения в имеющейся бизнес-модели и продуктах или сервисах, мы не начинаем R&D проекты, сложные технологические или процессные трансформации, а также инвестиции в стартапы.

Это же касается и желание начать инновационную деятельность со изменению культуры в компании. Люди по своей природе довольно консервативны и, форсируя изменения, мы неизбежно вызываем сопротивление.

Это не только приводит к обратной реакции и потери ресурсов (команда начинает искать возможность доказать, что инновации - это зло), но и достаточно часто приводит к снижению качества и эффективности текущей деятельности.

Не изобретайте колесо

Во-вторых, начните с того, что уже точно работает. Сфокусируйте внимание на улучшении или даже упрощении существующих процессов, качестве или функциональности продукта или сервиса. С другой стороны, смотрите на уже готовые решения: скорее всего, то, что вам нужно, уже придумали другие, остается только это решение внедрить у себя.

Не откусишь - не узнаешь на вкус

В-третьих, тестируйте гипотезы быстро и дешево. Не бойтесь ошибиться, ведь суть эксперимента в том и состоит, чтобы получить понимание, которое по-другому получить невозможно. Помните, что чем больше вы усложняете, тем дороже, сложнее и дольше вы будете все это реализовывать.

Для начала важно научиться легко и быстро действовать, и если капитал под риском большой, достичь этого просто невозможно, ведь тогда вас будет засасывать желание «еще чуть больше» разобраться в вопросе. Именно по этой причине минимальный чек на тестирование простых гипотез должен быть максимально низким, в пределах 10-15 тысяч долларов.

Клятва Гиппократа

Сверхважно не влюбляться в свои гипотезы, ведь это приводит к желанию сразу их внедрять в полную силу. В таком случае вы рискуете потерять гораздо больше чем получить, ведь стоимость неудачного эксперимента на имеющемся бизнесе очень конкретная, в отличие от вероятных выгод. Никогда не поддавайтесь на такое искушение, всегда пилотируйте проверены гипотезы на лимитированной аудитории.